Рекомендации учителя-логопеда


Учитель-логопед Исаева Ольга Анатольевна

Образование: высшее профессиональное

Квалификация: учитель-логопед, учитель начальных классов школ для детей с нарушением слуха

Вторая квалификационная категория по должности учитель-логопед

В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Благо, существуют специалисты, которые могут помочь решить проблемы с детской речью. Когда же нужно обратиться за помощью к логопеду?
Некоторые ошибочно полагают, что консультация логопеда бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к логопеду можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.

Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:

7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.

12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».

2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами.

2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».

3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.

3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.

5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы  (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация логопеда – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевой компенсации, разработает специальный комплекс упражнений.

Как организовать логопедические  занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

Разрезные картинки из двух и более частей.

Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. 

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

   Рекомендации учителя-логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

1.     игры на развитие мелкой моторики,

2.     артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

3.     игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

4.     игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша!

Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

      Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно прободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения у детей?

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете здесь…

 Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

 2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

 3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

 4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

II. Этап постановки звука.

Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.

IY. Этап дифференциации.

Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференци.

                                                                     «Пальчиковые игры»

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Речь- одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления  речевой и моторной функций. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка.

Развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры – движения рук, построенные на занимательно-игровой основе. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

В процессе таких упражнений вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Также, игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, при котором ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Виды пальчиковых игр:       

Игры со шнурками                                        

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики у детей являются игры-шнуровки.

Игрушка-шнуровка — увлекательная игра для малышей. Продеваем шнурки в дырочки, и без иголочки изготавливаем яркую игрушку. Начинать шнуровать нужно с самых простых. Далее можно будет перейти к более сложным игрушкам шнуровкам — зверушкам, домикам, цилиндрам и т.д. Шнуруя, просчитывайте дырочки (заодно изучаем счёт), обращайте внимание на расположение шнурка по отношению к игрушке — вверху, внизу, слева, справа, в середине… Также можно использовать разноцветную шнуровку

игры с прищепками

 Прищепки – бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит ребенка к письму. Можно помогать маме, развешивая белье, можно украшать комнату картинками, прикрепляя их прищепками на веревочку, а можно играть с прищепками.

Игры с прищепками очень полезны. Они развивают мелкую моторику, готовят руку ребенка к письму, способствуют развитию речи. Простые прищепки отлично подходят для игр, оставляя место воображению! Самые популярные основы для игр с прищепками: туча, солнышко, елка, ежик, паучок, человечки.  С этими игрушками можно придумывать интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за словом — и получается игра.

Игры с крупой

Игры с крупами и рисование на крупе — это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе , при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.  Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Послушайте, как она шумит. Из круп можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины.

Рамки и вкладыши

Рамки и вкладыши имеют множество форм и вариаций, с  их помощью изучают все — от геометрии до естествознания, малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Действительно, это очень удобно и естественно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре идет не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.
Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука-глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки: так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

 

Коллекция  тканей

Отличным пособием для упражнений может послужить коллекция тканей. Разные по фактуре , с  замысловатыми рисунками и без, разноцветные кусочки тканей всегда могут заинтересовать ребенка. Особенно, если взрослый  сошьет из кусочков подушечку или забавную игрушку.

 

Волшебный мешочек

Волшебный мешочек – отличная игра для сенсорного развития. Подходит для малышей с двух лет, с удовольствием в модификации «волшебного мешочка» играют и младшие школьники. На роль волшебного мешочка подходит любой непрозрачный мешок. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его.

 Игры с мелкими предметами

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Ребенку можно предложить различный бросовый материал: бусинки, пуговицы, тесьму и т.п. И малыш  будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками, раскладывать их по цвету, форме, выкладывать из них забавные рисунки, узоры ( например: бабочку, снеговика, человечка…),скатывать тесьму в рулончики. Чем больше мелких предметов пройдет через детские руки, тем лучше.

 

Застежки

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Навыки самообслуживания напрямую зависят от уровня развития мелкой моторики. Получается, что когда мы учим малыша одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его к жизни, но и способствуем развитию речи. Также, это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

 

Игры с водой

Малыши обожают играть с водой. Игры с водой- одно из самых приятных   занятий и способов познания мира. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов .  ответы на которые помогают  приобрести полезны  большой багаж  знаний о свойствах и качествах воды. Всем детям нравится переливать воду, наблюдать, как
тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые….

Игры с песком

Занятия с песком  очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравится трогать песок, пересыпать его совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком,  дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.
Для игр с песком  потребуются различные игрушки: совочки, сито, ведёрко, формочки и др. Дети так же с удовольствием играют и с игрушками-самоделками.

Пирамидки

Пирамидка – очень простая игра, но  у нее огромный потенциал. Во время игры с пирамидкой у малыша развивается восприятие цвета, размера, формы; мелкая моторика пальцев, координация движений, логика, закладывается фундамент будущей речи.

 

Игры с мозаикой

Игра в мозаику – это такое уникальное занятие, которое не только увлекает, но и подразумевает множество развивающих моментов. В этой игре работает воображение (придумать сюжет и воплотить его), логика (в уме разделить его на составные части и цвета), мелкая моторика, тренируется усидчивость, развивается произвольное внимание, формируется эстетический вкус, и это далеко не весь перечень тех полезных для личности процессов, которые задействованы при работе с мозаикой. Помимо этого мозаика  замечательно  объединяет взрослых и детей, ведь в эту игру можно играть наравне, создавая один шедевр на двоих.

 

Игры с пластилином

в процессе  лепки  дети знакомятся с  различными материалами (глина, пластилин, соленое тесто) и  приемами работы различными инструментами (стек, скалка ),отображают предметы их действительности,  что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

 

Игры с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Бумагу можно резать ножницами, сминать, скручивать, обрывать кусочки . Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

 

Стишки с движениями

“Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж  которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

 

Помогаем маме

Очень хорошо  развивает руки и координацию движений малыша в целом обычная работа по дому. Конечно,  не надо ждать, что малыш сразу сделает все хорошо и тщательно. Вам обязательно придется переделывать работу своего «помощника», однако воспитательный эффект подобных занятий того стоит.  Малыш чувствует себя причастным к общему делу, радуется, что  помогает маме, делает ей приятно, избавляет ее от части работы по дому. Внимание! Если вы будете что-то переделывать за малышом, сделайте это так, чтобы он не видел, например, когда он спит.

 

  Упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка. Поэтому, когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.