Страничка воспитателя


«Роль воспитателя в проектной деятельности»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:
1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.
2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.
3. Развивается умение регулировать свое поведение.
4. Развивается умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану.
5. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
6. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Естественно, что следование программе более комфортно для воспитателя, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.
Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности, — умение слышать ребенка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребенку.
Задачи и цели проектной деятельности, которые ставит перед собой педагог :
Какую тему выбрать для проекта? Тема должна быть интересна детям , соответствовать их возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.
Задача воспитателя на данном этапе – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей, составить план познавательной деятельности. В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Так же воспитатель определяет цели и задачи проекта.
Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени. Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.
Цель воспитателя – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проходит в различных видах деятельности: творческой, экспериментальной, продуктивной. В процессе реализации проекта у ребенка происходит развитие всех психических процессов.
Воспитатель «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность.
Воспитателю надо обязательно замечать первые попытки самостоятельно решить проблему: «Ты молодец, быстро придумал! », «Хорошо, что ты вовремя помог!».
Презентация проекта-важно, чтобы в основу был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. Презентации могут быть разных видов: оформление альбомов, выставок, стендов, папок-раскладушек, создание мультимедийных фильмов, проведение концертов, показ спектаклей. В процессе презентации раскрывается творческий потенциал ребенка, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проектной деятельности.
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для нас, взрослых. Задача родителей — знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Подготовила: Ватулина М.С., воспитатель группы №9

 

Консультация для родителей

«Чем занять ребёнка дома»

 

Очень часто родители говорят: «Я не знаю, чем занять ребёнка дома, у меня нет времени играть с ребёнком». Дети находятся в детском саду по 10 часов, это даже больше, чем родители на работе. И конечно, ребёнок очень скучает по маме, ему просто необходимо пообщаться с мамой. Многие дети в разгар игры вдруг меняются, и когда их спрашиваю: «Что случилось?» Отвечают: «Скучаю по маме.» Я стараюсь в течении дня каждого ребёнка обнять, и найти для каждого ласковое слово. Я понимаю, что для некоторых детей, день без мамы — это целая вечность. Мамочки, используйте как можно больше свободного времени для общения со своими детьми!

Поэтому дорогие родители:

1. Если дорога в детский сад у вас занимает 10 минут, то домой вы можем идти и 30 минут, и час, и 1,5 часа. Вы можете узнать у ребенка о каких то детских секретах, он может поделиться впечатлениями за день. Так де вы можете рассматривать цветы, спасать жучка, перевернувшегося посреди дороги, собирать красивые камни для коллекци. Не торопите своих детей, так как этот опыт общения важен не только для них, но и для вас.

2. Дома вы можете вместе готовить ужин — для ребёнка всегда найдётся работа — сделать бутерброды, посчитать ложки (кстати, и счёт повторяем). Параллельно можно поиграть за приготовлением пищи — придумать разноцветное меню (меню из красных продуктов, …), классифицировать посуду (чайная, столовая,…), вспомнить овощи и фрукты, вспомнить из чего можно приготовить компот,… Вариантов множество, стоит только начать, а там фантазия разыграется, не остановить ни ребенка, ни маму.

3. Предложите ребёнку лепить за столом из солёного теста, приготовте тесто в выходные и храните его в холодильнике в пищевой плёнке. Лепка хорошо развивает фантазию, а ещё это отличная тренировка для развития мелкой моторики. Получившиеся фигурки можно высушить на окне, а через несколько дней раскрасить гуашью.

4. После ужина можно вместе помыть посуду или хотя бы доверить ребёнку убрать посуду со стола.

5. Занимаясь домашними делами можно параллельно поиграть с ребёнком в волшебников — нарисовать круг, квадрат, и попросить превратить эту фигуру в «невиданное чудище» или робота.

6. Как вариант — придумывание сказок с использованием имеющихся игрушек, кстати, уборку игрушек тоже можно превратить в игру как и уборку вещей. А что касается игр с ребёнком — в интернете что только не найдёшь, каждый родитель может при желании подобрать игры для своего ребёнка. Так что даже если нет времени играть с ребёнком, время на общение можно найти всегда. Любите своих детей, обнимайте, выслушивайте, общайтесь!!! Цените каждое неповторимое мгновение детства!

Подготовила :

Киселева Н.В., воспитатель группы №8

«Организация проектной деятельности в детском саду»

 

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения.

В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели. При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам ( по 5 – 9 ).Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя ( о чем подробнее будет рассказано ниже), администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях.

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:

_ повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

_ развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса ( дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем );

_ развивать у детей такие качества, как социализированность и  активность;

_ создавать продукты, которые можно предъявлять социуму ( возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения ).

Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов.

Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей. Для этого необходимо выявить степень готовности педагогов к участию в проектной деятельности, обратив внимание на то, хочет ли воспитатель:

_ осваивать дополнительную литературу;

_ организовывать новые формы активности детей;

_ участвовать в специальных встречах с коллегами;

_ систематически анализировать и фиксировать результаты своей деятельности ( вести дневник и т.п. ).

Нужно оценивать способность педагога работать в ситуации неопределенности, отказываться от привычных схем деятельности. При отборе педагогов в творческую группу можно опираться на уже имеющийся опыт работы с ними, а также на письменный или устный опрос, который выявляет степень согласия воспитателя на включение в новые виды деятельности.

В результате всех педагогов образовательного учреждения можно разделить на три условные группы. В первую попадут педагоги, которые заявят себя активными сторонниками проектной деятельности, готовыми к поиску новых, нестандартных решений. Во вторую группу войдут пассивные сторонники проектной деятельности, то есть те педагоги, которые готовы следовать за лидером, добивающимся успешных результатов. Такие педагоги, вероятнее всего, присоединяться к творческой группе, когда появятся первые ощутимые результаты ее деятельности. Но поскольку они не выказывают активного неприятия новой технологии, можно предложить им занимать различные вспомогательные позиции. В третью группу попадут педагоги, не готовы к реализации проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что принадлежность к этой группе не означает отрицательной профессиональной характеристики педагога. Возможно, он реализует себя в других продуктивных формах образовательной деятельности.

Сформированная творческая группа должна быть особым образом позиционирована как среди воспитателей ( как группа, которая занимается развитием образовательного пространства детского сада ), так и среди родителей ( как группа, занимающаяся развитием инициативности детей и их социализацией ).

Когда мы говорим о создании творческой группы, мы не имеем в виду формирование списка педагогов, каждый из которых будет заниматься проектной деятельностью со своей группой детей. Речь идет о создании профессионального объединения, в рамках которого происходит освоение проектной технологии и оформление стратегии ее внедрения в жизнь дошкольного учреждения. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личностной философии профессиональной деятельности педагогов.

Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Иными словами, мониторинг – это анализ отдельных элементов процесса ( например, какое количество идей удалось инициировать на начальном этапе реализации проекта, какая из них была выбрана в качестве основной ) и динамики развития ( изменения процента активности детей на этапе формирования замысла ). Мониторинг имеет отстранненый, объективный характер и предоставляет набор фактов для дальнейшего анализа и осмысления.

Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей. Как уже говорилось, реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, а значит, требует от педагога переосмысления собственной деятельности и даже некоторых ценностей. Специально организованные встречи помогут педагогам решить ряд проблем, связанных с организацией проектной деятельности: кто стал реальным автором замыслом проекта ( на конкретном занятии )? Что помогало ( препятствовало ) проявлению инициативности детей на занятии? В какой мере было освоено пространство возможностей ( в конкретной ситуации )? Размышление над этими вопросами предполагает не только обнаружение проблемных моментов в реализации проектной деятельности конкретным педагогом, но и осознание того, почему подобная ситуация возникла, как можно изменить собственную позицию или отношение к ситуации и т.п. Обязательно нужно отмечать наличие позитивной динамики, если на следующей встрече выяснится, что педагог сумел преодолеть ранее выявленные трудности. По сути, на этих встречах обсуждаются не столько нюансы технологии, сколько позиция педагога, его вовлеченность в процесс, способность к творческой деятельности. Поэтому необходим определенный такт и уважение к личности педагога, участвующего в подобных рефлексивных обсуждениях. Практика показывает, что несмотря на сложность и эмоциональную напряженность таких встреч, именно они влияют на профессиональное становление воспитателя.

Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений используется материал из дневниковых записей, видеосъемок проектных занятий и творческих отчетов педагогов. Однако один и тот же материал анализируется с разных позиций.

 

Подготовила : Алешина В.Ю., воспитатель группы №11

Консультация для родителей «Как научить дошкольника одеваться»


Сложности с одеванием ребенка возникают, наверно, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у совсем маленького дошкольника, до капризов, связанных с выбором одежды, у детей постарше.
Нередко родители, столкнувшиеся с такой проблемой, теряются и начинают вести себя агрессивно, добиваясь тем самым лишь отрицательного результата.
Основные причины трудностей при одевании малыша:
Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его одеваться самому. К тому же это один из важных навыков, который понадобится дошкольнику в детском саду. Нередко обучение одеванию вызывает сложности. Причин несколько:
• трудность одевания;
• неприятие самого процесса одевания;
• капризы (когда понятия родителей и ребенка о «правильной» одежде не совпадают).
В первом случае задача взрослых (в первую очередь родителей) максимально облегчить этот процесс.
Советы по подбору одежды.
Облегчить процесс одевания можно, во-первых, купив одежду самого простого и удобного покроя, которую легко надевать: в одежде не должно быть ничего, что нужно зашнуровывать, застегивать, завязывать; сложных застежек и пряжек.
Советы родителям в этой области могут дать воспитатели.
Например, штаны стоит выбирать с поясом на резинке, слегка свободные на талии. Чтобы научить ребенка правильно надевать их, для начала надо удобно посадить его. Лучше, если он сядет на край стула, чтобы ноги свисали. Но можно разместиться на полу, объяснив ребенку, что он должен выпрямить ноги и вытянуть носки. В домашних условиях взрослые обязательно должны показать ему, как это сделать, на собственном примере.
Поначалу, когда малыш попытается надеть штанишки, его нога будет застревать в одном и том же месте штанины или же теряться в складке в самом ее низу. В таком случае вы должны сказать: «Ничего страшного», снять их и начать все сначала, на этот раз чуть больше помогая ребенку и направляя его действия.
При выборе футболки (свитера и т. п.) нужно обратить внимание, в первую очередь, на горловину: чем она шире, тем лучше. Дело в том, что дети, надевая футболку, всегда пытаются просунуть в отверстие лицо, а не макушку. Им становится страшно, когда на короткий момент натягивания футболки их глаза покрыты ею. Тогда они начинают кричать, прося о помощи. Кто-то из родителей начинает жаловаться на то, что ребенок не хочет попытаться самостоятельно одеться. После того как рассерженный родитель сам натягивает на него злополучную футболку, в сознание малыша внедряется мысль: «Надевать футболку очень трудно, к тому же родителей раздражает, когда я пытаюсь это делать», так что в следующий раз он даже и не попробует надеть ее самостоятельно.
Если же отверстие футболки все же недостаточно широко, нужно растянуть его. Перед тем как ребенок будет одеваться, необходимо показать ему, что горловина достаточно широка, позволить взглянуть сквозь нее на потолок – это поможет малышу убедиться в том, что пространство достаточно большое для того, чтобы прошла его голова. Первые несколько раз надо следить за одеванием малыша, направить его голову так, чтобы вначале шел не подбородок, а макушка. Затем показать, как надо держать руками футболку снизу, чтобы потом опустить ее до пояса и дать голове легко пролезть через отверстие одним движением. Тогда ребенок не станет пытаться продевать в рукава руки до тех пор, пока успешно не просунет голову в горловину.
Не следует ожидать, что дошкольник справится со всеми этими движениями за несколько попыток и даже за несколько десятков попыток. На самом деле все это гораздо сложнее (для него), чем кажется взрослому.
Что касается обуви, то нужно выбирать ботинки с нескользящей подошвой и раскрашенными в разные цвета носками и пятками, чтобы ребенок без труда определял, на какую ногу следует надевать ботинок.
Для самых маленьких дошкольников (двухлетнего возраста) лучше всего подобрать обувь на липучке. Дети этого возраста еще нуждаются в помощи взрослых, чтобы прямо придержать язычок ботинка и стянуть должным образом застежку. Липучка же поможет им быстрее научиться справляться самостоятельно.
Следует помнить, что в качестве инструмента для обучения обычно не помогают матерчатые книжки, к страницам которых прикреплены шнурки для ботинок, а также молнии, кнопки и пуговицы, чтобы учиться их завязывать и застегивать. Опыт, полученный при проталкивании пуговицы сквозь петлю на плоском ровном куске ткани, существенно отличается от реальности, когда приходится проделывать это на собственном животе. Возможно, ребенок с удовольствием поиграет с пуговицами и кнопками такой книжки; у него даже может все неплохо получаться, однако с застегиванием настоящей одеждой его может постичь неудача. Родителям же будет казаться, что ребенок просто не старается. Мы рекомендуем начинать и продолжать обучение на одежде, надетой на ребенка.
Даже когда ребенок уже научился выполнять простейшие действия, одеваясь самостоятельно, взрослые не должны пускать этот процесс на самотек. Нужно максимально четко организовать его.

Как правильно организовать процесс одевания.
Например, дошкольники часто не могут разобраться, где у вещи зад, а где перед. Чтобы подобных проблем не возникало, советуем взять маркер для белья и нарисовать сзади на внутренней стороне пояса всех штанишек и всего нижнего белья ребенка большой красный кружок, а спереди на внутренней стороне пояса – зеленый кружок. Всегда нужно использовать одинаковые цвета: зеленый означает перед одежды, а красный – зад.
На футболках использовать этот принцип не получится. Но здесь все проще: достаточно объяснить ребенку, что передняя часть – та, на которой что-то нарисовано (сами родители не должны забывать об этом при покупке одежды!).
Хорошим подспорьем в упорядочивании обучения ребенка самостоятельному одеванию может стать детский органайзер для одежды. Каждая полочка предназначена для одежды на один день. Также имеются два мешочка для обуви. В начале недели взрослые должны положить одежду для каждого дня на определенную полочку. Это в дальнейшем позволит предотвратить капризы и споры о том, что надевать утром. Тогда приготовления к отправке в детский сад будут проходить намного быстрее. У ребенка все будет под рукой: и носки, и нательное белье, и рубашка, и штанишки.
Организовать процесс одевания помогут также:
• крючки для одежды, прибитые вдоль стены и досягаемые для ребенка;
• специальная детская стоячая вешалка для пальто в прихожей;
• полки для детской обуви, где собрана вся обувь вместе и недалеко от входной двери.
Мелкие предметы одежды нужно стараться держать вместе с ней. Можно использовать специальные зажимы для варежек, чтобы прикреплять их к куртке. А куртка с капюшоном гораздо практичнее отдельно купленных куртки и шапки. Чтобы блузки и юбки висели вместе на одном крючке, надо вешать их на комбинированные вешалки.

Подготовила:

                                                                                                                                                  Киселева Н.В., воспитатель группы №8

 

Мастер-класс для педагогов изготовление тряпичных кукол

 «Девичьи посиделки».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня, я рада приветствовать вас на моем мастер-классе и приглашаю на девичьи посиделки.
На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких     

Собирали посиделки пожилых и молодых

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словно эти посиделки были праздником души.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок иль чего там говорить!
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас

И так, в былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сёстры, бабушки, а детей постарше обучали специально традиционным приёмам изготовления куклы. И уже к пяти годам простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготовлять куклы уже с трёхлетнего возраста. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет её жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Изготовлять кукол было не трудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и народными обрядами, связанными с ними, культурой и традициями Древней Руси.

История возникновения Вепсской куклы

С древнейших времен различные народы мира изготавливали обереги и талисманы для собственной защиты и своего жилища. Среди множества оберегов можно выделить одну куколку. Она была очень популярным оберегом в каждой славянской семье, и называли ее вепсской куклой.

Вепсская кукла – это один из самых лучших женских оберегов. Ее основное действие направлено на защиту малышей от дурного глаза и семейного очага от негативной энергетики.Такую куколку принято было изготавливать незадолго до рождения малыша в молодой семье. Куклу могла сделать своими руками, как будущая мамочка, так и бабушка и тетя. Ее изготавливали только женщины.

Кукла капустка – это еще одно название вепсской куклы. Незадолго до рождения малыша, куколку клали в кроватку. Таким образом она согревала ее и оберегала от дурного глаза. Когда малыш родился, ее подвешивали над кроваткой. Подросшему малышу кукла заменяла игрушки. Малыш с ней мог спать и играть. «Капустка» была необходима малышу до тех пор, пока она не начинала портиться и рваться. После чего ее сжигали.«Капустка» помогала и незамужним девушкам. С ней они быстро находили себе достойного жениха и выходили замуж.Бесплодным и не имеющим детей женщинам такая куколка помогала обрести материнское счастье.

                                                                         

Очень важным аспектом при изготовлении куклы является отсутствие колющих и режущих предметов. Это означает одно. Когда женщина будет делать куколку своими руками она не должна применять ни ножницы, ни иголки, ни булавки. Делают ее только руками. При необходимости материал или ткань рвут на необходимые части, скручивают его, рвут вручную. Но ни в коем случае не режут.

При выборе материала руководствуются следующим. Ткань берут со старой поношенной одежды. Новая ткань для вепсской куколки не подойдет. В качестве ниток подойдут остатки пряжи.Желательно брать нитки, которые можно легко порвать или перекусить зубами. Чересчур плотные и крепкие нити не подходят.

Вепсская кукла – это кукла без лица. Она обязательно должна быть безликой.  В противном случае в нее может вселиться чья-то душа. Именно так считали наши предки. И мы не можем с ними  не согласиться.

Вепсская куколка каждая сама по себе уникальна. Нет абсолютно одинаковых куколок. Но все они, если сделаны правильно, очень сильны. В каждую куколку, сделанную своими руками, женщина вкладывала всю свою душу, любовь и заботу.Перед изготовлением куколки очень важно правильно настроиться.

Не стоит приступать к работе в плохом или угнетенном настроении. Помните, весь ваш негативный настрой может передаться будущему оберегу.

А теперь, дорогие коллеги мы вместе с вами приступим к изготовлению Вепсской куклы.

                                                                                                                

                                                                             Подготовила     Гаврилова А.Е., воспитатель группы №11

                                                                                                            

 

Консультация  для родителей на тему:

«Воспитание сказкой

 

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

                                                                                                         В. А. Сухомлинский.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

                                                                                                         В. А. Сухомлинский.

            Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности

           У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
  • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
  • Доброту и честность.

                Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

умение слушать;

  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление; внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Почему воспитывать детей через сказку просто?

Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

Роль сказки в воспитании детей.

Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.                                           

Каким образом?

В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.

Сказки развивают воображение и фантазию.

Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности.

В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.

Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!»

Как правильно читать ребенку сказки

Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.

Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.

Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.

С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

Рекомендации родителям по подбору сказок.

Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.

Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой .

В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».

Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны для их понимания.

В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.

В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.

Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать  детские детективы,

 повести Николая Носова.

Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

«Нужна ли сказке присказка?»

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко — здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: «Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку.

Уважаемые родители, удачи Вам!

 

Подготовила  воспитатель  Лагутина Е.В.

          

                                      Консультация для родителей

                                                     «Театр дома»                                                                                                

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, и репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры- забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов- самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизация, пение, танцы, хороводы, игры и др.)    

Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. — Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. – Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. – -Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. – Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное… Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра — настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Уважаемые родители: Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям, Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д. Закрепите в беседе правила поведения в театре. Упражнения. 1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление. 2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет)   Игры со скороговорками. Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Варианты скороговорок: Король – орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Пальчиковые игры со словами. Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. Пальчиковая игра «Улитка». Улитка, улитка, (вращают кулачками) Покажи рога (выставляют два пальца) Дам тебе улитка (протягивать руки вперёд) Кусочек пирога (ладони сложить лодочкой) Пышки, ватрушки (соединить пальцы в кружок) Сдобные лепёшки (имитация лепки пирожков) Улитка, улитка (вращение кулачками) Высуни рожки. (выставляют средний и указательный пальцы) Пальчиковая гимнастика «Цветок» Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и соединены в запястье, и поочерёдно открываются каждый палец) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками) Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдно закрываются каждый палец в кулачки) Ночка наступает, цветочки засыпают (кулачки опускаются вниз). Пантомимические этюды и упражнения. Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажите, как : -вратарь ловит мяч; -зоолог ловит бабочку; -рыбак ловит большую рыбу; -ребенок ловит муху. Попробуйте изобразить: Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта. Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Подготовила воспитатель Лагутина Е.В.

 

Консультация для родителей

«Как организовать кукольный театр дома»

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят этот театр.

Такую большую радость могут доставить детям не только артисты-профессионалы, но и родители, старшие братья и сестры.

Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше и больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь дошкольных учреждений и семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.

Начнем с самого простого – с кукольной эстрады. Оборудование ее несложное. Нужно только сделать «артистов» и провести репетиции. В репертуар включаются те же песни и танцы, которые разучиваются по программе.

«Выступать» будут необычные артисты – ваши руки. Они превратятся в смешных кукольных человечков и зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, петь песни, танцевать.

Как же сделать такую куклу артиста?

Основа ее – перчатка из четырех пальцев. Подогнув безымянный палец, положите на чистый лист бумаги левую руку и обведите ее карандашом. У вас получится выкройка.

Из двух кусков белой материи, вырезанных по этой выкройке, сшивается перчатка. Если из перчатки вы хотите сделать куклу-зверя, то она шьется из цветной материи (заяц – из светло-серой, медведь – из коричневой, свинка из желтой и т. д.).

Вместо перчатки можно сшить мешочек с четырьмя отверстиями для пальцев. Чтобы перчатка или мешочек крепко держались на руке, в верхний шов перчатки нужно продеть резинку.

Итак, основа куклы готова. Большой палец и мизинец вашей руки будут изображать ручки, а указательный и средний – ножки куклы.

Теперь для каждой фигурки надо сшить по четыре «напальчника» — это маленькие мешочки. Для ног танцоров можно использовать вместо «напальчников» паперетки или пластмассовые навинчивающие колпачки от флаконов для духов. В такой обуви танцоры будут легко выстукивать ритм танцевальной мелодии.

Для некоторых кукол хватит двух «напальчников». Это будут руки куклы, а ноги (кончики двух средних пальцев перчатки) погрузите в чернила или тушь. Получится отличная, мягкая обувь.

Всем артистам, конечно, нужно сшить костюмы.

Глаза, нос и рот куклы рисуются или вышиваются цветными нитками. Вместо зрачков можно пришить бусинки или мелкие пуговички. Нос хорошо сделать выпуклым (под материю, из которой сшита перчатка, подложить шарик из ваты и обшить его или пришить нос, изготовленный отдельно). Если нужен парик, пришивают к голове куклы кусочки меха.

Для начала достаточно иметь две фигурки – мальчика и девочки.

Теперь изготовьте сцену из фанеры или картона и повесьте на проволоке занавес из цветной материи. Сцена похожа на ворота. Высота их должна быть чуть-чуть выше фигурки – тогда зрители не будут видеть ваших рук.

Импровизированную сцену можно устроить из двух стопок книг, но она, конечно, не будет производить такого впечатления, как «настоящая» сцена-эстрада.

Сцена ставится на краю стола, за которым будете стоять вы и управлять куклой. Прикрепите фигурки на руки. Попробуйте двигать ими.

Вот примерное описание танца:

Мальчик и девочка пляшут посредине сцены.

Мальчик, приплясывая, отступает влево, а девочка – вправо.

Танцоры идут навстречу друг другу.

Танец в центре сцены.

Оба танцора вдвоем идут вправо, возвращаются к центру, пляшут на месте, идут влево и, снова вернувшись к середе сцены, заканчивают танец.

Показывать концертные номера лучше всего вдвоем: один открывает занавес, а другой, одев на обе руки куклы, исполняет первый номер. Затем в следующем номере управляет куклами первый исполнитель, который успевает за это время приготовить свои фигурки, и т. д.

Есть еще одна разновидность фигурок для кукольной эстрады. Для изготовления их вам понадобятся цветные карандаши или акварельные краски, белая бумага, картон, клей, ножницы и круглые резинки.

Нарисуйте на бумаге фигурку (вернее – верхнюю ее половину, наклейте на плотный картон и аккуратно вырежьте.

Фигурка укрепляется на руке резинкой. «Обувь» для этих фигурок«напальчники», паперетки или колпачки от флаконов.

Из носового платка или квадратного кусочка материи очень легко сделать игрушечного артиста-клоуна.

Берут носовой платок за концы одной стороны и вертят до тех пор, пока эти концы не свернутся в трубочки. Оба других конца и середина другой стороны платка связываются в узелки. Один узелок будет изображать голову клоуна, а другие – руки.

В эти три узелка вставляют большой, указательный и средний пальцы и клоун «оживает» — он пляшет, кланяется, хлопает ручками, как настоящий артист.

В картонажном театре участвуют плоские и объемные фигурки-куклы, изготовленные из картона. Некоторые виды фигурок стоят на различных подставочках (деревянных и картонных). В некоторых случаях можно обойтись совсем без подставки – фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом, и она хорошо стоит на сцене. Есть и такие фигурки, которые сами по себе устойчивы.

Односторонние фигурки передвигаются только в одном направлении (без поворота) с помощью нитки, проволоки или узкой длинной полоски картона.

Более совершенные – двусторонние фигурки (по типу елочных игрушек-артистов). Их можно передвигать в любом направлении и поворачивать, если это требуется по пьесе.

В картонажном театре применяются также фигурки, управляемые сверху проволочкой. Они тоже легко передвигаются и поворачиваются.

Как видите – выбор большой. В зависимости от того, какую пьесу вы будете ставить, вы выберите соответствующий вид фигурок.

Подготовила воспитатель   Лагутина Е.В.